|
Встреча с поэтом, прозаиком, публицистом В.В. Будаковым и доктором философских наук В.В. Варавой | 20 04 2007 | | 20.04.2007 состоялось второе заседание творческого клуба при Зональной научной библиотеке ВГУ: встреча с поэтом, прозаиком, публицистом Виктором Викторовичем Будаковым и доктором философских наук Владимиром Владимировичем Варавой, на которой состоялась презентация книг В.В. Будакова «Времена и дороги» (Воронеж, 2007) и В.В. Варавы «Живущих и ушедших встретить» (Воронеж, 2007).
О ТВОРЧЕСТВЕ ВИКТОРА БУДАКОВА
«Дон, Воронеж, Черноземный край — и родина, и судьба Виктора Будакова. Судьба эта — в его книгах, написанных в разное время, и, по счастью, не в угоду суетно-преуспевающему. «Колодец у белой дороги». «Дождаться осени», «Молчание», «Миронова гора», «Судьба», «Родине поклонитесь», «Долгие поля» — со страниц этих изданных в Воронеже и Москве книг встает образ искренней его любви. Образ родины малой и большой — образ России. Родная земля в час мира и войны, народная беда и радость, пыльные дороги сверстников в послевоенном детстве, жизнь с ее добрым и недобрым. Земля — природа и родина — часто страдает от грубых рук, от режимов. Она беззащитна. Но и чутко спасительна. И о ней, и о человеке, на ней живущем, — слово моего земляка.
В молодости Виктор Будаков работал в Воронежской областной газете «Молодой коммунар», и в нем сохраненно живет память о тех, кто был в газете не только с ним, но и до него; шире же — кто был и в городе, и в мире до него. Для послевоенного поколения младокоммунаровцев поистине университетом являлся художник Владимир Александрович Кораблинов — замечательный писатель, летописец родного края. Старшего, душевно чуткого друга обрел в нем позже и Виктор Будаков. Памяти Кораблинова, памяти воронежцев разных поколений Будаков посвятил свой поэтический сборник о городе Воронеже, в камнях, именах, вехах которого — отечественное прошлое и настоящее.
Память — живая душа творчества Виктора Будакова... То, что автор вырос на донском перекрестке русского, украинского, казачьего укладов, так или иначе присутствует в его мысли, образах, языке, в его чувстве далекой и близкой истории...
Чувство Истории не может замыкаться малой пядью и кратким часом. Здесь пространственная и временная глубь. И конечно же, слово Виктора Будакова — не только о малой родине, но и о большом мире, который, при всей трагедийности мира, автор воспринимает и как испытание, и как счастье. Все — в древнейших и тончайших связях, все обретает целостность, неделимость, единство: Дон, где в слободе Нижний Карабут Виктор родился за год до войны; Италия, откуда в войну на Дон приходил искать славы Альпийский корпус; Германия, Имперская канцелярия, которую отец автора штурмовал со своей ротой в сорок пятом; Моравия, Чехия, Польша, где сам автор бывал на древних славянских городищах; Кавказ, где он же в молодости преподавал мировую и отечественную классику.
Вбирая родники и малые реки, Дон — в конечном счете — впадает в океан. Все мы дети океана — единого земного шара.
Но каждый начинает с истока, с «колодезя на родниках». Когда человек хранит в себе память о зыбке, он лучше видит и далекую звезду.
Под звездным, под вечным Все стало моею судьбой — И мир бесконечный,
И родины край полевой,
— эти строки Виктора Будакова заключают суть того, что есть в его книгах».
Василий Песков,
писатель, журналист,
Почетный гражданин Воронежа.
Май 1996, Москва
«Мне дорог, дорог и очень интересен сам тип писателя, который представляет собою Виктор Викторович Будаков. Разумеется, может быть хорошим писателем пишущий, скажем, только прозу, только стихи или только пьесы. Но жизнь, сами читатели нуждаются в писателе многоликом, многожанровом: вот писатель создал прозаическое произведение, возможно, даже весьма значительное; но он также испытывает необходимость вмешиваться в жизнь, в разные ее сферы и грани, при том прямо, непосредственно; тут он выступает публицистом. Мало того, многое он воспринимает еще и в определенных ритмах, в определенном строении самих строк, словом, ему часто нужен язык стиха, строй стиха — и вот он уже поэт.
Все это в нем без искусственного напряжения, вполне органично. Таков Виктор Викторович Будаков.
Естественная, органическая соединенность историко-содержательного, публицистического и поэтического неизменно присутствует в произведениях Виктора Будакова и дает ему возможность широко и своеобразно воплощать любимые темы и образы – малой и большой родины, Дона, Воронежа, глубоко осмыслять судьбы выдающихся художников нашей земли в контексте большой истории Отечества и мира».
Анатолий Абрамов,
профессор, доктор филологических наук, член Международной ассоциации литературоведов.
Март 2002, Воронеж
Стихи Виктора Будакова я давно знаю и люблю, как люблю родную воронежскую землю с ее открытыми просторами и историческими загадками.
Помню, как летом 1983 года ездили мы с ним в Белогорье, в места моего раннего детства. На высокой меловой горе над Доном у развалин древнего монастыря бездымно горел костерок и варилась уха. А вокруг синели бесконечные зеленовато-дымчатые и синеватые дали родной нашей земли...
В книгах Виктора Будакова «Воронежский век» и «Донской круг» отражается древняя и сегодняшняя судьба нашего края, нашей родины».
Анатолий Жигулин,
поэт.
Март 1996, Москва
«В книгах Виктора Будакова, прозаических и поэтических, — образно-художественная история родного края, Воронежа, Дона, Отечества; в них психологически тонкое постижение жизненного и творческого пути выдающихся художников и подвижников родной земли, земляков-воронежцев — Болховитинова, Кольцова, Никитина, Бунина, Платонова. Страницы произведений Виктора Будакова о Воронеже, Доне, о трудных временах родной земли отличаются настоящей литературной талантливостью, ярким красочным языком, глубиной и достоинством мысли, тем чувством исторического, без которого не может быть постижения ни отдельной человеческой судьбы, ни судьбы «града и мира».
Юрий Гончаров,
писатель, лауреат Государственной премии России
имени М.Горького, Почетный доктор наук
Воронежского государственного университета.
Март 2002, Воронеж
ОБ АВТОРЕ КНИГИ
Виктор Викторович Будаков родился 1 июня 1940 года в донском селе Нижний Карабут Россошанского района Воронежской области, в семье учителя.
В 1957 году окончил среднюю школу в селе Новая Калитва. Работал механизатором в селе Криничное. В 1958-1963 годах — студент Воронежского педагогического института, историко-филологического факультета. Учительствовал на Северном Кавказе, в чеченском селении Валерик, где преподавал литературу и историю, русский и немецкий языки. В 1965-1969 годах — сотрудник воронежской областной газеты «Молодой коммунар». С 1966 года — член Союза журналистов СССР.
В 1969-1986 годах — редактор Центрально-Черноземного книжного издательства. Разработал и осуществил выпуск тридцатитомной книжной серии «Отчий край», где были представлены избранные произведения писателей серединной России: Боратынского, Веневитинова, Станкевича, Кольцова, Никитина, Лескова, Фета, Бунина, Пришвина, Платонова... С «Отчего края» началось — впервые в стране — возвращение на родину произведений Замятина.
Редакторская работа В.В. Будакова отмечена званием «Заслуженный работник культуры Российской Федерации». Его опыт по изданию книжной серии был рекомендован издательствам России. По примеру воронежского «Отчего края» вышли в свет подобные серии и в других регионах страны.
С 1979 года Виктор Будаков — член Союза писателей России. Автор книг — «Далеким недавним днем», 1972; «Колодец у белой дороги», 1975; «Дождаться осени», 1978; «Миронова гора», Москва, 1982; «Молчание», 1982; «Осокоревый круг», 1985; «Судьба», 1988; «Родине поклонитесь», Москва, 1989; «Долгие поля», 1991; «Отчий край Ивана Бунина», Тамбов, 1996, Воронеж, 2000; «У славянских криниц», 2000; «В стране Андрея Платонова», 2001; «Великий Дон. Воронеж-град», 2002; «Одинокое сердце поэта», 2005; «Тревожный глобус», 2005; «Великий Дон», 2006.
Плодотворен опыт общественно-просветительской деятельности В.В. Будакова: публицистические статьи, многочисленные выступления автора в молодежных аудиториях, перед вузовскими преподавателями, учителями, библиотекарями в защиту отечественной культуры, природы и истории, расширяя горизонты восприятия прошлого, подготовили почву для последующих решений о воссоздании, сохранении, благоустройстве памятных мест, культурных «гнезд», открытии в Черноземном крае новых музеев, экспозиций, мемориальных досок.
Многие стихи Виктора Будакова о любви, Воронеже, Доне, родной земле положены на музыку. Духовная музыка на стихи Виктора Будакова звучала в праздники Светлого Воскресения, Троицы, Победы в патриаршем кафедральном соборе — храме Христа Спасителя.
В.В. Будаков редактировал газету для детей и взрослых «БИМ», региональное издание «Труд-Черноземье».
Он автор идеи создания культурно-издательского Центра духовного возрождения Черноземного края при ассоциации «Черноземье», в 1994-1997 годах — его первый директор и главный редактор.
В 1997-2001 годах возглавлял Воронежский областной литературный музей имени И.С. Никитина. Передал в дар музею и библиотекам города и области более трех тысяч книг.
Избирался в правление Союза писателей России, был председателем Бунинского регионального комитета. Член правления Воронежской писательской организации и ряда журнальных редколлегий.
Лауреат российских литературных премий имени И.А. Бунина, имени А.Т. Твардовского, Платоновской литературной премии администрации Воронежской области.
Почетный профессор Воронежского государственного педагогического университета.
Член-корреспондент Международной Славянской Академии наук, образования, культуры и искусства (Москва), Петровской Академии наук и искусств (Санкт-Петербург), Международной Кирилло-Мефодиевской Академии славянского просвещения (Москва).
СЛАВЯНСКИЕ СТРОКИ
Долгие годы Виктор Будаков в своих произведениях и в общественной деятельности обращается к теме духовности, культуры славянского мира.
Писатель убежден, что исторический путь славян свидетельствует об их чувстве добрососедства, душевной открытости и отзывчивости, их талантливости и культурном своеобразии. Славянское слово, славянская молитва, славянская песня — созидательный вклад в мировую духовность и культуру. Писатель размышляет о Пушкине, Тютчеве, Достоевском, прежде всего, как о выразителях отечественного, славянского, всечеловеческого духа родства и любви между людьми. Разумеется, как честный художник, он не замалчивает и славянские распри на фоне всемирных разломов и потрясений.
В биобиблиографическом словаре «Русская литература XX века. Прозаики, поэты, драматурги», 2005, подготовленном Институтом русской литературы (Пушкинский Дом) Российской Академии наук, в статье о Викторе Будакове, характеризующей тематически-содержательные доминанты и художественные особенности писателя, указывается и на его творческое направление, посвященное истории и современности славянского мира. Упоминается и поэтический сборник Виктора Будакова «У славянских криниц», в котором отображены вехи истории славян от древних времен до нынешних.
Давно занимаясь вопросами славянского бытия, можно сказать, разрабатывая программу «Славянский мир», Виктор Будаков не только пишет о выдающихся подвижниках славянской культуры, отображает в своем творчестве образы и картины славянской жизни, но и предлагает практически важное — ратует за выпуск книжных серий, журналов, духовных сочинений, фольклорных сборников и альманахов; за открытие памятников историку, духовному пастырю Болховитинову, ученому-фольклористу Афанасьеву, геополитику Снесареву; за проведение выставок, фестивалей, дней породненных славянских городов разных стран; за создание Славянского Дома с этнографическим музеем, библиотекой, лицеем; за обретение Славянской площади в Воронеже, — когда-то крепости, стоявшей на порубежной черте преградой кочевому набегу.
Виктор Будаков как поэт, прозаик, публицист, как просветитель и общественный деятель родственно близок славянской традиции отзывчивого отношения к миру и человеку. Ценя это, ученые-гуманитарии известных вузов страны, известные писатели, среди которых Василий Песков, Анатолий Жигулин, Валентин Распутин, Владимир Крупин, Юрий Гончаров, Виктор Лихоносов... сказали доброе слово о творческой и просветительской деятельности Виктора Будакова. Понять, почувствовать прошлое, разобраться в настоящем и идти в будущее с открытыми глазами призывает писатель в своих книгах.
Мне, как человеку и литератору, рожденному и выросшему в Черногории, славянской стране, территориально небольшой, но с большим историческим прошлым, душевно близки строки, в которых Виктор Будаков обращается к судьбам моей родины, судьбам Сербии, да, разумеется, и всего славянства.
Выход в свет избранных страниц Виктора Будакова в книжной серии «Славянский мост» является вполне естественным: творчество писателя — постоянно звучащий призыв к взаимности, дружбе, добру между славянами, между людьми всей нашей земли, большой и такой маленькой, в сущности беззащитной земли, где судьба одного человека неотделима от судеб всех живущих.
Любомир Радинович,
главный редактор книжной серии «Славянский мост»,
главный редактор русско-сербско-черногорского
журнала «Славянская душа»
Автор книги — Варава Владимир Владимирович, философ, писатель, доктор философских наук (2005), преподаватель Воронежского государственного университета. Родился в 1967 году в Воронеже. Окончил Воронежский государственный педагогический университет. Область исследований — духовно-нравственная проблематика человека. Автор работ по русской философии и культуре, среди которых сборники статей «На путях к Смыслу» (1999), «Горизонты русского Бытия» (2001), трактат «Этика исчезающей Благодати» (2003), монография «Этика неприятия смерти» (2005), книга поэтических размышлений и вопрошаний «Псалтирь русского философа» (2006), диалогическое эссе «Вечная философия» (2007). Разрабатывает философию отчего края.
Обращаться с словом нужно честно. Оно есть высший подарок Бога человеку.
Н. Гоголь
ВСТУПЛЕНИЕ
Человек жив смыслом, идеей, словом, то есть хлебом духовным. Это и есть основа человеческого бытия как такового. Ибо человек не просто видит, слышит, чувствует, но еще и разумеет. Мир предстает ему не только в качестве нужды и потребности для тела, но как изначальное смысловое обитание, где смысл, однако, не дан, но задан. Подлинный смысл, вырастающий из глубины национальной традиции, помогает не только выжить, но и подлинно прожить свою жизнь, не разрушив себя, своего культурного и духовного Бытия.
Один из главных недугов сегодня — отчуждение основополагающих пластов культуры друг от друга. Средняя школа отъединена от высшей, та и другая — от институтов культуры, и все вместе — от государства, от национальной истории, от духовных истоков Родины. Народ, и особенно молодое поколение, безропотно погружаются в состояние духовной пустоты, связанной с потерей основных смысложизненных ценностей.
Политика вхождения в «мировое сообщество», интеграции в «мировую цивилизацию» приводит к распаду ценностно-смыслового единства отечественной культуры, к забвению духовных традиций, по сути, — к предательству национальных святынь. И сегодняшний ученик старших классов уже совершенно не понимает поэзию Никитина, литературовед говорит, что она «тяжеловесна» и не соответствует духу нынешнего времени и поэтому неинтересна, а учитель-филолог соглашается с этим и навязывает школьникам мнимую «общемировую» культуру, пренебрегая и даже не пытаясь вдуматься в глубину и своеобразие отечественной словесности.
Суета нынешней игровой, ироничной, безответственной постмодернистской культуры (даже не хочется употреблять слово культура применительно к этим реалиям) достигла невероятного размаха. Сознание современника буквально разорвано между различными псевдо-ценностями, направленными на единственное — искажение и, возможно, упрощение нашей самобытности. Это давняя мечта тех цивилизаций, которые видят идеал своего существования исключительно в посюсторонней реальности.
Земной путь русского народа говорит о том, что, не отвергая реальности земной, душа русского человека всегда неустанно влеклась к реальности иной — вечной и благой. Это и есть наша почва, наша почвенная традиция. Наша почва — Небо. Но путь к нему лежит не через «символы и архетипы», а через трагический реализм страданий и тоски. Более всего массовая культура (а заодно с ней «элитарная») ненавидят как раз все, связанное с почвенным, корневым, традиционным, и всячески стараются отлучить от них душу молодого поколения.
Вот почему для нас сегодня особое стратегическое значение имеет работа по сохранению и защите Традиции « первооснове национального бытия, живой плоти души народа, его высшей святыне. Духовный смысл культуры как раз в этом и состоит — не дать мелкому и злобному «духу века сего» овладеть умом и сердцем человека, привести его в состояние беспамятства и бессмыслицы.
Литературное творчество Виктора Будакова — писателя, поэта, публициста, историка родного края и отечества, общественного деятеля — во всей совокупности своих свершений есть реальное дело по сохранению национальной Традиции. Исключительная преданность отечественным духовно-культурным святыням и составляет главную (чрезвычайно редкую ныне) особенность писательской работы Виктора Будакова. Во всей тематической широте, лирической высоте и духовной глубине его поэзии и прозы, активной работе по сохранению и приумножению культурного наследия есть одна главная мысль, единящая творческие порывы писателя в один ценностно-смысловой центр. Об этом он сам говорит в стихотворении «Пращуры»:
Если я не пойму былое, Мне грядущего не понять!
Прошлое для писателя не только категория исторической памяти, но постижение бытийных основ мироздания. Прошлое в этом смысле становится вечным — спасителем жизни от разрушительной суеты скоропреходящего сегодня.
Много сил отдал и отдает Виктор Викторович Будаков на раскрытие культурно-исторической значимости творческого наследия выдающихся соотечественников, постижение их духовного облика. Эту работу писатель воспринимает как нравственный долг, как служение святыням отечественной культуры. В его размышлениях «Русекая культура русской провинции» есть слова, раскрывающие духовную миссию русского писателя, его высшее бытийное задание: «От ветров времени никто не защищен. Но в любом времени среди мрака есть свеча надежды, есть ценности неоспоримые, подлинные, и важно не дать им утонуть в потоке подмен. И как важно уберечь их для будущего в смутные, переломные, агрессивные, но и усталые времена, каковыми являются наши недавние и сегодняшние дни».
Как раз понятие «служение» сегодня выпадает из ценностного горизонта писателей, занятых по-преимуществу бесталанной игрой в слова и сюжеты. Но ведь это — основополагающая мысль Гоголя, раскрывшего фундаментальный смысл писательского делания — нравственное учительство, духовное служение своему народу. Если таковых устремлений нет, тогда лучше и вовсе не браться за перо. Господь не примет множащих пустое!
Изъятию из мглы культурного забвения известных (ибо и они нуждаются в непрестанном памятовании) и малоизвестных имен нашего отечества и посвятил свою жизнь, ставшую служением культуре, Виктор Будаков. В разное время он писал о Сергии Радонежском, Скорине, Ломоносове, Сковороде, Тихоне Задонском, Болховитинове, Жуковском, Пушкине, Боратынском, поэтах-декабристах, Веневитинове, Станкевиче, Лермонтове, Гоголе, Серебрянском, Кольцове, Никитине, Достоевском, Л. Толстом, Хомякове, Данилевском, Некрасове, Тютчеве, Фете, Лескове, Эртеле, Афанасьеве, Костомарове, Чехове, Суворине, Бунине, Рахманинове, Пришвине, Замятине, Булгакове, Платонове, Блоке, Есенине, Шолохове, Твардовском... И это еще не полный список.
В последнюю треть века благодаря и его стараниям названы и обозначены геополитические горизонты Снесарева, масштабность и значимость его деятельности для судеб России.
Совершенно особое место в творчестве писателя занимает реальность отчего края. Отчий край раскрывает свои неотмирные просторы любящим его. Уже зрелый писатель, испытав на своем творчестве благодатное действие малой родины, скажет такие взвешенные и выстраданные слова: «отчий край, отчий дом — житворное начало, противостоящее суетному и бездомовному». И, пожалуй, есть некая закономерность в том, что еще в семидесятые годы двадцатого века Виктор Будаков стал инициатором и создателем тридцатитомной, заслужившей всероссийское признание, книжной серии «Отчий край». Примечательно, что этот опыт был принят и в других регионах страны.
Во многом Виктор Будаков, размышляя о судьбах отечественной культуры, мыслит в одной духовно-смысловой тональности с Иваном Ильиным. Да иначе и не может быть. Ильин — наш национальный философский гений, и любой честный труженик культуры обязательно придет к нему, к его откровениям-прозрениям, предупреждениям и пророчествам. Ильин — абсолютный философ национального духа; пожалуй, никому кроме него не удалось с такой очевидностью, глубиной, правдивостью и прямотой раскрыть и выразить основополагающие сущности отечественной культуры, национально-духовное своеобразие, указать на те опасности, заблуждения и соблазны, которым всегда подвержен смертный, то есть духовно и нравственно несовершенный человек. И то, что Будаков идет по дороге Ильина, — очень отрадно. Значит, жива традиция, не разрушено до конца духовное единство отечественной культуры.
От Ильина путь прямо лежит ко Льву Тихомирову — одному из столпов консервативного мышления в России. Его государственный, религиозный, культурный консерватизм — плод личной политической, философской, жизненной выстраданное, в которой (и это делает его опыт для нас особо ценным) — отход от безумья и бездумья народнических, демократических, революционных идей к серьезному духовно-культурному созиданию жизни.
Нужно указать и на Николая Федорова, выдающегося русского мыслителя, главная идея которого — восстановление в памяти и бытии ушедших — является определяющей для историко-культурной работы Виктора Будакова. И это редкостное свойство — совмещать активную социальную работу с личным творческим деланием. Поэтому естественными и органичными для писателя являются такие широкие социальные проекты и дела как проведение российского праздника «Воронежская литературная осень», создание Бунинского литературно-мемориального заповедника, открытие платоновской экспозиции, увековечение имен подвижников культуры и словесности через издание книг и книжных серий, присвоение имен улицам и библиотекам, открытие мемориальных досок, проведение снесаревских, кораблиновских, кубаневских и прасоловских чтений, руководство Центром духовного возрождения Черноземного края и Воронежским областным литературным музеем имени И.С. Никитина, активная редакторская и издательская деятельность и многое другое, совмещенное с созданием собственных лирических, прозаических, историко-культурных произведений.
Одной из наиболее значительных книг писателя, в которой скрещены в едином смысловом потоке и жизненные и творческие линии, является книга «Великий Дон. Воронеж-град». Здесь поэзия и история встречаются, как встречаются незримые потоки Дона, происходит соединение несоединимого — времени и пространства в общей бытийной судьбе народа; отображенный исторически, философски, лирически, мир предстает в своем единстве.
Из большого круга высоких оценок деятельности Виктора Будакова, данных ему в разное время и разными людьми, хотелось бы привести слова Бориса Ивановича Стукалина — бывшего министра печати СССР, одного из подвижников издательского дела в нашей стране, чей мудрый и опытный взгляд наиболее точно, глубоко и емко раскрывает смысл подлинно-аскетической работы Виктора Будакова. В письме 2001 года Стукалин пишет: «Вы работаете на стратегическом направлении. Работаете вдохновенно, преданно и очень плодотворно. Я подумал: с вашим недюжинным литературным даром, тонким чувством слова, знанием народной жизни вы могли бы создать весьма значительные вещи, так сказать, на вольные темы. Но вы сознательно ограничили себя исследованиями национального духовного наследия, возвращением читателю и раскрытием полузабытых или неоцененных по достоинству славных имен. Во многом благодаря вам талантливые писатели-земляки как бы обрели новую жизнь, стали нам ближе и понятнее».
Подобного рода творческое самоумаление, осознанное сдерживание в себе импульсов литературного тщеславия (которым, часто губительно, подвержен писатель как таковой) само по себе уже является культурным подвигом и примером, достойным того, чтобы о нем знало как можно больше соотечественников. К тому же, говоря о Викторе Будакове, мы отмечаем не только его личностные характеристики как писателя, просветителя, общественного деятеля. Речь, прежде всего, идет о том деле, которому он себя посвятил. А дело это — восстановление духовной, исторической, культурной памяти, — то, в чем сегодня может быть, как никогда, нуждается наш современник. Этим и продиктован основной нравственный импульс данной работы.
Коснемся главных вех творческой судьбы писателя, представив его многогранное и обширное дело как единое целое, в котором, думаю, и раскрывается истинный смысл подлинного служения отечественной культуре, да и самые сокровенные ценности этой культуры. | |
|