|
Творчество Мишеля Винавера: между Францией, Америкой и Россией | 24 04 2017 | | Творчество Мишеля Винавера представили в Музее истории ВГУ 24 апреля в Музее истории Воронежского государственного университета открылась выставка «Творчество Мишеля Винавера: между Францией, Америкой и Россией», подготовленная совместно со Страсбургским университетом в рамках цикла «Русское присутствие в творчестве французских писателей русского происхождения: Россия видимая и невидимая» при поддержке Французского института при Посольстве Франции в России.
Французский драматург Мишель Винавер происходит из семьи выходцев из России. Дед писателя, Максим Винавер, был известным государственным деятелем, юристом, депутатом первой Государственной Думы. Материалы выставки разбиты на четыре части: «Семья Мишеля Винавера», «В творческой лаборатории драматурга», «Мишель Винавер и сцена», «Постановки пьес Мишеля Винавера». В каждом блоке представлены документы, связанные с российским происхождением драматурга. Среди них оригиналы неопубликованных писем Евгения Максимовича Винавера, дяди драматурга, фотографии семьи раннего эмигрантского периода, документы, связанные с жизнью Максима Винавера, а также фотографии и рукописи, связанные с работой Мишеля Винавера над адаптациями «Самоубийцы» Николая Эрдмана и «Дачников» Максима Горького.
Ректор ВГУ Дмитрий Ендовицкий, открывая выставку, обратился с приветственным словом к посетителям и коллегам:
– Очень приятно, что в стенах университета стало доброй традицией проводить замечательные мероприятия, которые, несомненно, оказывают влияние на культурную жизнь региона. Классическая модель университета, придуманная Гумбольдтом, потихоньку уходит в прошлое. Сегодня говорят о предпринимательском университете, инновационном. Но если это не технический вуз, а действительно классический университет, то одна из главнейших миссий университета – оказывать влияние на культурную жизнь. Как хорошо, что в нашем университете много выпускников. Есть Ассоциация выпускников Германии, мы создаем ассоциацию выпускников Великобритании, есть ассоциация в Венгрии. Я уверен, французская тема для нас также очень близка. Пять французских университетов поддерживают с нами партнерские отношения, реализуются академические обмены и преподавателей, и студентов. Тема русского влияния во французской культуре очень актуальна, особенно на пике геополитических явлений. Я очень рад, что приехали коллеги, и уверен, что каждый из нас сможет унести с этой выставки очень многое и полезное.
На выставке выступила представитель Страсбургского университета им. Марка Блока, главный редактор журнала «Вестник РХД» профессор Татьяна Викторова (Франция), ведущий научный сотрудник Отдела культуры Российского зарубежья Научного центра Дома русского зарубежья им. А.И. Солженицына Наталья Ликвинцева (Москва), зав. отделом по общественным связям Дома русского зарубежья им. А.И. Солженицына Светлана Дубровина (Москва), актер, режиссер театра «Companie Frontale» Григорий Лопухин, внук Никиты Струве (Париж).
Логическим продолжением выставки стала пьеса Мишеля Винавера «11 сентября 2001 года». Ее представил режиссер Григорий Лопухин в актовом зале Главного учебного корпуса Воронежского госуниверситета. Над пьесой Григорий работал с актерами всего две недели, но за это время ему удалось создать законченную, цельную постановку. Его метод работы сильно отличался от того, к которому привыкли российские актеры: вместо погружения в психологию персонажа, воплощения характера героя на сцене – работа со звуком, с ритмом самого текста, чтобы на сцене действовало само слово. И этот подход, названный Мишелем Винавером «театром слуха», где музыка и ритм текста первичны, принес замечательный результат. Это погружение зрителя в размышление о том страшном событии, к которому могли быть причастны – и остаемся причастными в современном мире – все мы.
| |
|